Воскресенье, 06.10.2024, 04:11
Приветствую Вас

КАФЕДРА МСР АмГУ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ГЭК и ГАК - магистратура
tanketkaДата: Среда, 12.03.2014, 23:21 | Сообщение # 1
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
№ группы - 261 ом

обзорные лекции и консультации перед ГЭК - 23.06.14

ГЭК - 26 июня 2014г .

предзащита магистерских диссертаций - 23.06.2014

Сдача на кафедру готовой магистерской диссертации с рецензией и отзывом руководителя - до 26.06.2014

ГАК - 30 июня 2014г.


Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
tanketkaДата: Вторник, 01.04.2014, 13:44 | Сообщение # 2
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
Цель государственного (междисциплинарного) экзамена - установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, прак-тических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом ФГОС ВПО уровне.

Порядок проведения экзамена

Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
Содержание билета государственного экзамена по направлению подготовки «Со-циальная работа» (квалификация (степень) «магистр»).
Первый вопрос формируется на основе общепрофессиональных дисциплин в области подготовки магистра социальной работы. Второй вопрос, как правило, направлен на оценку знаний студентов магистратуры по специальным дисциплинам и курсам по выбору. Третий вопрос для будущих выпускников магистратуры предполагает сообщение по результатам прохождения практик, а также эмпирических исследований, проведенных в рамках подготовки магистерской диссертации.
В ходе подготовки к ответу (до 40 мин.) на вопросы экзаменационного билета студенты имеют право пользоваться учебными программами, соответствующими требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по специальности, а также по направлениям подготовки бакалавров и магистров «Социальная работа».
При ответе на вопросы билета (до 15 мин.) рекомендуется обратить внимание на та-кие аспекты. 1) план ответа на вопрос билета; 2) история вопроса и современная социальная статистика; 3) теория вопроса с кратким изложением позиций основных исследователей данной темы и публикаций; 4) законодательно-нормативная база (международное право, национальное законодательство и нормативные документы); 5) система социальных служб; 6) зарубежный опыт и региональные особенности России; 7) региональный (местный) опыт социальной работы; 8) конкретные примеры из области социальной работы.
Письменные «заготовки» к устному ответу на экзаменационные вопросы (план ответа, тезисы, конспект выступления и т.п.) студент обязан сдать секретарю экзаменационной комиссии после сдачи экзамена (хранятся в течение 1 суток).
На экзамене нужно не только показать знания, но и соответствующие знания, умения и владения. Получив билет и задания, надо мысленно представить ответ на них, потом составить тезисы ответа, включив туда, если это нужно, цифровой материал, даты, показатели. Записи должны быть краткие, но аккуратные, чтобы во время ответа не сбиться, соблюдать порядок изложения. Отвечать следует четко, продуманно, не торопясь, придерживаясь плана. После ответа студента на вопросы билета члены Государственной аттестационной комиссии предлагают ему дополнительные вопросы. Они имеют цель или уточнить ответы на вопросы билета, или выяснить понимание других проблем теории и практики социальной работы, не вошедшие в билет. На них, как правило, следует отвечать очень кратко, но не спеша. Нужно обдумать ответ, затем четко и кратко его изложить. Оценка на государственном экзамене выставляется в зачетную книжку студента.


Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
tanketkaДата: Вторник, 01.04.2014, 13:45 | Сообщение # 3
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
Примерный перечень экзаменационных вопросов к государственному междисци-плинарному итоговому экзамену

1. Основы социальной культуры современного общества
Социокультурные истоки становления социальной культуры современного общества. Многообразие и противоречивость основ социальной культуры современного общества. Многоликость и разноголосие мира ценностей современного общества. Общечеловеческие пути совершенствования социальной культуры современного общества.

2. Основы социальных наук: межнаучные связи
Система социальных наук. Диалектика становления основ современных социальных наук. Значимость теории и практики межнаучных связей для социальных наук. Динамизм и противоречивость основ социальных наук, как ответ на вызовы современного общества.

3. Методология науки, пути ее совершенствования
Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. История разработки методологии науки (диалектическая природа мышления, объективная логика познаваемого предмета, учение о категориях как организующих формах познания, роль эксперимента в познании, рационализм и эмпиризм в методологии, диалектический метод в познании).
Методологические концепции различного уровня и широты охвата предмета (методология философской рефлексии; общенаучная методология; науки междисциплинарного уровня; методология частных наук; методологические концепции, связанные с отдельными видами деятельности (методология образования, методология проектирования и т. д.).
Пути совершенствования методологии: критико-аналитическая и проектно-конструктивная ориентация, осознание множественности и единства бытия, дополнительность методологии и философии, осознание нового отношения к символическим системам и реальностям и пр.

4. Социокультурное, научное и профессиональное понимание взаимосвязи между современной философией, методологией науки и теорией социальной работы.
Взаимосвязь и интегральность научной сферы как путь целостного понимания мира. Восприятие, познание и принятие общего и особенного в современной науки. Теория и практика социокультурного, научного и профессионального понимания взаимосвязей между современной философией, методологией науки и теорией социальной работы.

5. Роль науки в истории человечества. Наука и социальная практика.
Истоки науки. Исторические этапы в становлении и развитии науки. Роль науки в истории человечества. Наука и социальная практика. Роль социального заказа для современной науки. Наука и техника.

6. Системный характер социальной работы.
Понятие системы. Применение теории систем в социальной работе. Примеры систем в социальной работе. Системный характер практической и профессиональной деятельности в сфере социальной работы. Системный подход и системный анализ в социальной работе. Система факторов изменений. Зависимость системного характера социальной работы от других социальных институтов и общества в целом. Позитивные и негативные результаты системного характера социальной работы.

7. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер.
Понятие объекта науки. Специфика объекта социальной работы. Соотношение объек-та социальной работы с объектами других наук. Понятие предмета науки. Специфика пред-мета социальной работы. Соотношение предмета социальной работы с предметами других наук. Научный статус социальной работы. Социальная работа - новое направление в общественных науках. Понятие категории. Типология категорий, их взаимоотношения. Категории социальной работы. Соотношение категорий социальной работы с категориями других наук. Проблемы становлений теорий социальной работы. Интегративно-комплексный характер теории социальной работы.

8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы.
О понятии «научная теория». Взаимосвязь социальных проблем и теорий социальной работы. Классификация теорий социальной работы; а) по социальным «полям» деятельно-сти; б) теории социальной работы на основе концептуальных построений; в) традиционные и инновационные теории; г) прогностические теории; д) объясняющие теории. Проблемы согласования теорий социальной работы и вопросы их идентификации с социальной практикой. Современные проблемы и ориентиры развития теории социальной работы.

9. Теория социальной работы в структуре общественных наук.
Философия как мировоззренческая основа социальной работы. Соци¬альная работа и социология: общее и различное. Социологические теории, законы и категории в социальной работе. Социологически-ориентированные теории социальной работы. Социальная работа и политические науки. Социальная политика и социальная работа. Социальная работа и психология. Психолого-ориентированные подходы в социальной работе. Социальная работа и социальная педагогика. Принцип социализации в педагогике и в социальной работе. Социально-педагогические методы и способы в социальной работе. Конфликтология и социальная работа. Социальная работа и ювенология. Обращение общественных наук к теории социальной работы.

10. Методология и методика исследований в социальной работе
Понятия «методология», «методика», «техника», «процедура», «метод» исследований в социальной работе. Виды исследований в социальной работе. Специфика исследования в теории и практике социальной работы. Специфика объекта исследований в социальной работе. Специфика предмета исследования, структура, парадигмы и стратегии исследований. Разработка программы исследования в социальной работе: ее назначение и основные функции, основные части. Количественная и качественная методология исследований в социальной работе. Виды методов исследования в социальной работе и особенности их применения. Методики исследования в социальной работе: кейс стадии, action research, психологические, маркетинговые, фокус- группа, экспертные оценки, моделирования, эксперимента и др. Процедура анализа результатов исследования в области социальной работы. Подведение, оформление и внедрение результатов исследований в социальной работе. Этические проблемы исследований в социальной работе.

11. Функционально-ролевой характер социальной работы.
Естественные и социокультурные основания взаимосвязи между функциями и ролями в социальной работе. Значимость и место функций социаль¬ной работы в истории и социокультуре. Динамизм отношений к функциям социальной работы. Многоролевой характер социальной работы. Общечело¬веческая тенденция на увеличение значимости функционально-ролевого характера социальной работы в социокультуре. Особенности функциональ¬но-ролевого характера социальной работы в России.

12. Теоретические концепции и нормативно-правовые основы современного социального государства
Определение социального государства. Уровни становления социального государства. Концепции социального государства в трудах немецких ученых XIX века: Л. Ф. Штейна, Ю. Оффнера, А. Вагнера. Взаимосвязь концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия. Проблемы становления и развития социального государства в современной России. Теории социального благополучия и социальной ответственности. Современные российские авторы о социальном государстве: В. И. Жуков, С. В. Калашникова, Л. Н. Кочеткова, Г. И. Осадчая и др. Международно-правовые документы о деятельности социального государства: Европейская социальная хартия, Всеобщая декларация прав человека, Кодекс социального обеспечения и т. п. Нормативно-правовые основы социального государства в России. Проект Социальной доктрины РФ.

13. Государство как субъект социальной работы.
Сущность, формы и функции государства. Возникновение и развитие социального государства. Социальное государство и рыночные отношения. Социальное законодательство. Социальное государство и гражданское общество. Права человека и их реализация в деятельности социального работника. Система административного управления социальной сферы. Структура служб социального обслуживания населения. Государство как субъект социального проектирования законодательных и исполнительных органов.

14. Социальная работа как сфера социальной политики.
Социальная политика и социальной работа: сходства, различия, основные характери-стики. Гуманистическая ценность социальной работы и приоритеты соци¬альной политики. Социальная политика как основа деятельности социальной работы. Социальная работа как средства социальной политики. Научно-познавательная и практико-организационная направленность социальной работы и социальной политики. Реальные примеры взаимосвязи социальной работы и социальной политики.

15. Критерии эффективности социальной работы с разными социальными группами населения (на примере групп населения, выбранных магистрантами).
Понятия «эффективность» и «критерии эффективности в социальной работе». Объек-тивная необходимость разработки критериев эффективности в социальной работе. Проблемы несоответствия в определении эффективности социальной работы. Основные подходы в измерении эффективности социальной работы. Специфика проявления эффективности в социальной сфере. Пути повышения эффективности социальной работы с разными социальными группами населения.


Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
tanketkaДата: Вторник, 01.04.2014, 13:46 | Сообщение # 4
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
16. Основные научные подходы к периодизации истории социальной работы в России
Сущность основных отечественных и зарубежных научных подходов к периодизации истории социальной работы с разными группами населения: общее и различное. Причины многообразия периодизаций истории социальной работы с разными группами населения.

17. Исторические модели и формы социальной работы с различными группами населения в России и за рубежом (на примере групп населения, выбранных магистрантами)
Дореволюционная модель социальной помощи разным группам населения в России: общая характеристика. Советская модель социального обеспечения разных групп населения: общая характеристика, традиции и инновации, достоинства и недостатки. Специфика истории профессиональной социальной работы с разными группами населения в постсоветской России.
Историческая специфика моделей и форм социальной работы с различными группами населения за рубежом.

18. Классификация технологий социальной работы с разными социальными группами населения.
Понятие «технология социальной работы». Основные аспекты классификации техно-логий, используемых в социальной работе. Классификация технологий социальной работы. Особенности классификации технологий социальной работы с конкретной социальной группой (по выбору магистранта).

19. Оценка эффективности социальных технологий с разными социальными группами населения и в разных сферах жизнедеятельности (на примере сфер жизнедеятельности, выбранных магистрантами)
Методология и методики оценки эффективности социальных технологий с разными категориями населения и в разных сферах жизнедеятельности. Проблемы оценки качества и эффективности социальных технологий с разными категориями населения и в разных сферах жизнедеятельности.

20. Информационные технологии в социальной работе
Виды и особенности информационных технологий, применяемых в социальной работе. Практика применения информационных технологий в социальной работе в современной России. Потенциал информационных технологий в оптимизации социальной работы в России.

21. Методология и методика составления реальных социальных проектов, программ и прогнозов, реализуемых в практике социальной работы
Ориентиры, цели и задачи социальной работы в многообразии социальных проектов, программ и прогнозов.
Методологические основы и требования к составлению реальных социальных проектов, программ и прогнозов, реализуемых в практике психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы.
Методика разработки и реальных социальных проектов, программ и прогнозов, реализуемых в практической психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работе.
Роль социальной практики в процессе составления социальных проектов и программ.

22. Оценка эффективности социальных проектов с различными категориями населения и в различных сферах жизнедеятельности (по выбору магистра)
Методология и методики оценки качества и эффективности социальных проектов, социальных технологий с разными категориями населения и в разных сферах жизнедеятельности. Требования к социальным проектам. Проблемы оценки качества и эффективности социальных проектов, социальных технологий с разными категориями населения и в разных сферах жизнедеятельности. Роль социальной практики и исторического опыта при оценке эффективности социальных проектов.

23. Подготовка социальных работников в аспекте реформирования высшего образования в современной России.
Высшее образование как одна из самых обширных сфер человеческой деятельности. Влияние Болонского процесса на формирование высшего образования в современной Рос-сии. Социальное образование. Двухуровневая подготовка социальных работников в совре-менной высшей школе. Формирование компетентности будущего социального работника в вузе. Студентоцентрированность как основной принцип подготовки социальных работников в вузе. Практикоориентированность как ведущее направление подготовки социальных работников.

24. Основные методики преподавания в высшей школе
Традиционные и инновационные методики преподавания в высшей школе (методики проектного, игрового, ситуативно-ролевого, проблемного, объяснительно-иллюстративного обучения и др.).

25. Теория и практика управления в социальной работе
Теоретические подходы к управленческой деятельности в социальной работе. Компо-ненты управленческой деятельности в социальной сфере. Уровни управления в практиче-ской социальной работе. Эффективность практики управления социальными службами. Информационное обеспечение теории и практики управления современной социальной работы. Подготовка управленческих кадров для социальной работы.

26. Управленческие компетенции специалиста социальной сферы
Теоретические подходы к управленческой деятельности в социальной работе. Компо-ненты управленческой деятельности в социальной сфере. Уровни управления в практиче-ской социальной работе. Эффективность практики управления социальными службами. Информационное обеспечение теории и практики управления современной социальной работы. Подготовка управленческих кадров для социальной работы.

27. Квалитология в социальной работе
Квалитология – наука о качестве. Роль квалитологических знаний в социальной рабо-те. Понятие «качества в социальной работе». Нормативно-правовая регламентация качества социальных услуг. Стандартизация социальных услуг как способ оценки их качества. Мето-ды, способы и приемы оценки качества социальных услуг в практике социальной работы.

28. Праксиология и социальная работа: аспекты взаимодействия.
Человек как субъект деятельности. Праксиология как наука об эффективной человеческой деятельности. Праксиологический подход к проблемам деятельности в социальной сфере. Социальная работа как особый вид деятельности. Проблема определения объекта, предмета и субъекта деятельности в социальной работе. Принципы деятельности в социальной работе. Цель и задачи деятельности в социальной работе. Противоречивость основной цели социальной работы. Методы повышения эффективности социальной работы. Проблемы повышения эффективности социальной работы в учреждениях социального обслуживания населения

29. Роль практики в профессиональном становлении магистров социальной работы.
Виды практик в системе профессиональной подготовки магистров социальной работы (учебная, производственная, педагогическая, социально-проектная, исследовательская); их взаимосвязь. Роль практики в формировании профессиональных навыков, умений и профессиональных компетенций магистров социальной работы. Связь практики с процессом подготовки магистерской диссертации. Пути совершенствования практики в магистратуре (точка зрения магистранта).

30. Значение учебной практики в профессиональной подготовке магистров социальной работы.
Цели и задачи учебной практики магистров социальной работы. Содержание учебной практики. Значение учебной практики для прохождения последующих видов производственной практики (организационно-управленческой, педагогической, социально-проектной, исследовательской). Требования к результатам учебной практики (профессиональным знаниям, умениям и навыкам). Итоги учебной практики (примеры из деятельности студента магистратуры). Роль учебной практики в формировании компетенций магистра социальной работы. Пути совершенствования учебной практики (точка зрения магистранта).


Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
tanketkaДата: Вторник, 01.04.2014, 13:46 | Сообщение # 5
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
31. Научно-исследовательская профессиональная деятельность магистра по направлению подготовки 040400 — Социальная работа. Роль исследовательской практики в формировании профессиональных компетенций выпускников магистратуры.
Научно-исследовательская профессиональная деятельность магистра по направлению подготовки 040400 – Социальная работа: общая характеристика. Профессиональные задачи выпускника магистратуры в области научно-исследовательской деятельности. Профессиональные компетенции, необходимые студентам магистратуры для осуществления научно-исследовательской профессиональной деятельности.
Цели и задачи исследовательской практики. Содержание исследовательской практики в магистратуре. Требования к знаниям, умениям и навыкам студента магистратуры по итогам исследовательской практики. Ее значение в формировании профессиональных компетенций выпускников магистратуры. Методы научного исследования, применяемые студентами магистратуры во время прохождения исследовательской практики. Алгоритм деятельности магистранта в период подготовки, прохождения и оценки результатов исследовательской практики. Итоги исследовательской практики (примеры из деятельности студента магистратуры). Трудности прохождения исследовательской практики. Пути совершенствования исследовательской практики магистрантов (точка зрения магистранта).

32. Организационно-управленческая профессиональная деятельность магистра по направлению подготовки 040400 — Социальная работа. Роль производственной практики в формировании профессиональных компетенций выпускников магистратуры.
Организационно-управленческая профессиональная деятельность магистра по на-правлению подготовки 040400 – Социальная работа: общая характеристика. Профессиональ-ные задачи выпускника магистратуры в области организационно-управленческой деятельности. Профессиональные компетенции, необходимые выпускникам магистратуры для осуществления организационно-управленческой профессиональной деятельности.
Цели и задачи производственной практики. Содержание производственной практики и требования к ее результатам (профессиональным знаниям, умениям и навыкам). Ее значение в формировании профессиональных компетенций выпускников магистратуры. Итоги производственной практики (примеры из деятельности студента магистратуры). Трудности магистранта во время прохождения производственной практики и нахождение путей выхода из них. Пути совершенствования прохождения производственной практики магистрантов (точка зрения магистранта).

33. Научно-педагогическая профессиональная деятельность магистра по направлению подготовки 040400 — Социальная работа. Значение педагогической практики в формировании профессиональных компетенций магистров социальной работы.
Научно-педагогическая профессиональная деятельность магистра по направлению подготовки 040400 – Социальная работа: общая характеристика. Профессиональные задачи выпускника магистратуры в области научно-педагогической деятельности. Профессиональные компетенции, необходимые выпускникам магистратуры для осуществления научно-педагогической профессиональной деятельности.
Цели и задачи педагогической практики. Содержание педагогической практики. Требования к знаниям, умениям и навыкам студента магистратуры по итогам педагогической практики. Трудности магистранта во время прохождения педагогической практики и нахождение путей выхода из них. Формы обучения студентов, используемые магистрантом во время прохождения им педагогической практики. Методы обучения и воспитания, применяемые магистрантом в ходе педагогической практики. Образ выпускника магистратуры по социальной работе как преподавателя специальных дисциплин в области социальной работы в вузе. Профессиональные компетенции, формирующиеся у магистрантов в период прохождения педагогической практики. Оценка магистрантом существующего опыта подготовки магистров как будущих преподавателей специальных дисциплин в образовательных учреждениях. Итоги педагогической практики (примеры из деятельности студента магистратуры). Пути совершенствования организации и проведения педагогической практики магистрантов.

34. Социально-проектная деятельность магистра по направлению подготовки 040400 — Социальная работа. Значение социально-проектной практики в формировании профессиональных компетенций магистров социальной работы.
Социально-проектная профессиональная деятельность магистра по направлению подготовки 040400 – Социальная работа: общая характеристика. Профессиональные задачи выпускника магистратуры в области социально-проектной деятельности. Профессиональные компетенции, необходимые выпускникам магистратуры для осуществления социально-проектной профессиональной деятельности.
Цели и задачи социально-проектной практики студентов магистратуры. Содержание социально-проектной практики. Взаимосвязь социально-проектной практики с другими видами практик в магистратуре. Итоги социально-проектной практики (примеры из деятельности студента магистратуры). Требования к знаниям, умениям, навыкам и профессиональным компетенциям студента магистратуры по итогам прохождения социально-проектной практики по социальной работе. Пути совершенствования прохождения социально-проектной практики магистрантов (точка зрения магистранта).

35. Социально-технологическая деятельность магистра по направлению подготовки 040400 — Социальная работа.
Социально-технологическая профессиональная деятельность магистра по направлению подготовки 040400 – Социальная работа: общая характеристика.
Профессиональные задачи выпускника магистратуры в области социально-технологической деятельности. Профессиональные компетенции, необходимые студентам магистратуры для осуществления социально-технологической профессиональной деятельности. Значение социально-технологической деятельности магистров в практической социальной работе.

36. Структура и функции социальной культуры.
Что такое социальная культура? Приведите разные определения этого понятия и про-анализируйте их. Структура социальной культуры. Охарактеризуйте основные системообра-зующие элементы. Социокультурные концепции, теории, подходы. Содержание социальной культуры. Социальное взаимодействие: понятие, характеристики, виды. Проблема межкуль-турного взаимодействия: факторы, формы, типы. Факторы межэтнических отношений: исто-рический, социальный, культурный, политический, психологический, ситуационный. Вари-анты контактов. Типы межэтнической коммуникации: ассимиляция и интеграция. Статус этноса: «титульный» этнос, «национальное (этническое) меньшинство». Геноцид. Апартеид. Сегрегация. Концепция культурного шока. Социальные ценности: понятие, характеристики, виды. Понятие «толерантности». Социальные нормы: понятие, характеристики, виды. Про-блема самоидентификации, ее основания и варианты решения в истории культуры. Формы самоидентификации человека: индивидуализация и позитивная социальная идентичность. Место взаимодействия, ценностей, норм в структуре социальной культуры. Формирование социальной культуры.

37. Сущность фундаментальных и прикладных исследований.
Научные исследования и разработки: конструкторские работы; проектные работы; технологические работы; создание опытных образцов; проведение испытаний. Фундамен-тальные и прикладные исследования, разработки. Связь фундаментальных и прикладных исследований. Формирование прикладных исследований как специфичной сферы деятельности и конструкторские работы. Испытания продукции для последующей сертификации

38. Особенности диссертационного исследования.
Понятие диссертационного исследования. Проблематика и тематика диссертационого исследования в социальной сфере. Этика подготовки и написания диссертационого исследования. Общие требования к содержанию диссертационого исследования. Структура диссертационого исследования. Информационный дизайн диссертации. Общие требования к оформлению диссертационого исследования. Методология защиты диссертации.

39. Диссертационный совет и его работа.
Диссертационные советы как основное звено системы аттестации научных и научно-педагогических кадров. Порядок создания диссертационных советов. Специальности, по которым в совете производятся защиты диссертаций. Положение о порядке присуждения ученых степеней (Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 475). Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Приказ МОиН РФ от 12 декабря 2011 г. № 2817). Изменения в Положении о порядке присуждения ученой степени. Ответственность диссертационных советов за качество и объективность экспертизы диссертаций.

40. Сущность, значение, роль высшего профессионального образования
Высшее образование как социальный институт, педагогическая система, процесс и достояние личности. Функции высшего образования. Статус высших образовательных заведений. Субъекты высшего профессионального образования.

41. Общепрофильные институты социальной работы
Определение понятия «Общепрофильный институт социальной работы». Анализ общепрофильных институтов существующих в России и за рубежом (н-р: Коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цели и задачи данных учреждений

42. Специализированные институты социальной работы
Характеристика специализированных учреждений предоставляющих социальные ус-луги определенным категориям населения (социальные приюты, реабилитационные центры, диагностические центры и пр.).

43. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы, ее детерминанты, типология и уровни. Иерархия этических ценностей в современной профессиональной социальной работе.

44. Общечеловеческие и специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы
Общечеловеческие этические ценности в социальной работе. Специфические ценности профессиональной социальной работы. Идеал и его функции в социальной работе.

45. Социальная теория и социальные проблемы современного общества
Основные дилеммы современной социальной теории: индивид – общество; действие (участие) – структура; микро – макро; конфликт – консенсус. Перспективы развития социальной теории: новое понимание природы социального и переосмысление объекта социальных наук (“общество” как “социальное объединение”, в том числе, национальное государство и как “социальное взаимодействие” вообще, необходимость преодоления современного понимания “общества”); выработка новых критериев оценки социальной теории (необходимость и возможность реализации и сосуществования “сциентистской” (жёсткой) и “гуманистической” программ социальных наук); возможность и направления разрешения ключевых дуализмов социальной теории (вероятность сохранения плюрализма позиций по основным дилеммам, осуществление взаимодействия между противоположными точками зрения посредством возникновения оригинальных диалогических схем). “Моральное измерение” социальной теории: социальная теория и социальные процессы. Комплекс проблем, разрешение которых относится к первоочередным задачам власти. Комплекс проблем, на разрешение которых должно быть направлено внимание гражданского общества.


Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
tanketkaДата: Вторник, 01.04.2014, 13:46 | Сообщение # 6
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
46. Глобальные проблемы современности, их проявление в России и предлагаемые пути решения
Нарастание кризисных явлений и процессов в существовании социума. Признаки общепланетарного кризиса, задевающего сами основы человеческого бытия. Проявления общепланетарного кризиса. Понятие, причины возникновения и классификация глобальных проблем современности. Футурология о возможных путях решения глобальных проблемных ситуаций.

47. Социальные проблемы и потребности.
Социальные проблемы, потребности – подходы к определению понятий. Традиционные социологические подходы к социальным проблемам (подход социальной дезорганизации, функционалистский подход). Альтернативные направления в социологии социальных проблем (объективистские подходы, конструкционистский подход).

48. Документы как источник социальной информации
Понятие документа в социологии. Документы содержат в себе два рода информации: о фактах, событиях, результатах деятельности; авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения. Классификация документов. Метод анализа документов как систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Традиционные методы анализа документальных источников. Специфика метода контент-анализа. Вклад американских социологов X. Лассуэлла и Б. Берелсона. Правила работы с документами.

49. Социальные индикаторы: классификация и характеристика.
Социальный индикатор: определение как производной шкалы, гомоморфной специ-альной эмпирической системе с отношениями. Социальные блага. Одномерные и многомер-ные социальные индикаторы. Социальные индикаторы со структурой (системы производных шкал). Отображение структуры графом. Формирование и анализ структуры. Причинный анализ. Причинность в моделях, основанных на структурно-функциональном и конфликтном подходах. Технология конструирования социальных индикаторов через операционализацию концепций оценки и сравнительного анализа. Базовые принципы операционализации и их отображение в конструировании социальных индикаторов.

50. Ситуационный подход и ситуационный анализ в теории и практике социальной работы
Ситуация, социальная ситуация. Содержание ситуационного подхода, ситуационного анализа. Техника (процедура) ситуационного анализа. Возможности применения ситуационного подхода и ситуационного анализа в теории и практике социальной работы.

51. Метод «case study» («исследование случая») как исследовательская стратегия
Понятие кейса. Общая характеристика метода case-study. Авторство метода «case study». Требования к кейсу. История применения метода для исследования в различных сферах.

52. Кейсы (case study) – как образовательная методика
Анализ конкретных учебных ситуаций (case study). Case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Опыт школы права Гарвардского университета (с 1870 г.); Гарвардской школы бизнеса (с 1920 г.). Две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). Проблемы внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования (причины, тенденции).

53. Психологическое сгорание и профессиональные деформации в работе специалиста по социальной работе
Эмоциональное выгорание в процессе профессиональной деятельности социального работника. Факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания социального работника. Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания социального работника. Основные направления в профилактике и коррекции эмоционального выгорания социального работника. Развитие стрессоустойчивости.
Основные подходы к определению содержания понятия «профессиональная деформация». Факторы профессиональной деятельности, способствующие развитию профессиональной деформации личности. Способы систематизации проявлений деформации личности. Наиболее значимые проявления профессиональной деформации личности социального работника. Основные и частные причины формирования профессиональной деформации социального работника. Профилактика преодоление профессиональной деформации социального работника. Профессионально-личностная компетентность как условие преодоления профессиональной деформации личности

54. Группы самопомощи как технология социальной работы.
Понятие группы самопомощи. Типы групп самопомощи и их характеристика. Опре-деление цели деятельности группы самопомощи. Причины создания групп самопомощи. Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи. Принципы создания и на-правления работы групп самопомощи. Роль рекламы в создании групп самопомощи. Собесе-дование с потенциальным участником группы. Правила и методы деятельности группы. Те-рапевтические факторы групп самопомощи. Основные этапы работы группы самопомощи.

55. Основные психолого-акмеологические подходы к развитию профессиональной и личностной креативности.
Уровни творческих способностей и формы их проявления. Факторы творческих способностей, их развитие. Шаблонное и творческое мышление. Особенности творческого мышления. Психологические основы и механизмы творческого мышления. Особенности мыслительной деятельности креативной личности. Структура творческого мышления. Факторы творческого мышления. Рациональность и внерациональность творческого мышления. Психологические основы формирования творческого мышления. Деятельностный метод как условие развития творческого мышления. Личностные аспекты творчества. Мотивационно-личностные факторы творчества. Творческие качества личности. Психологические факторы, препятствующие творчеству.

56. Библиотерапия и библиосоциальная работа
Понятие библиосоциальной работы. Функциональные обязанности специалиста по библиосоциальной работе. Библиотерапия как технология библиосоциальной работы. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы в библиотеке. Технология библиотерапевтической работы с различными категориями детей. Технология библиотерапевтической работы с семьей. Технология библиотерапевтической работы со службами социальной реабилитации. Библиотерапия при конкретных нозологических единицах, синдромах, состояниях

57. Методы и технологии подготовки эффективных презентаций
Понятие презентации. Виды презентаций. Типы презентации (настольная, видеоконференция, презентация в аудитории). Основные элементы презентаций. Особенности научных докладов. Творческий подход для представления новых оригинальных идей. Планирование и подготовка к презентации (определение целей презентации; анализ аудитории; планирование содержания и подбор материала; структурирование презентации). Постановка цели презентации. Анализ целевой аудитории (люди, принимающие решение (кто они, что для них важно); установки и ожидания аудитории: мотивация слушателей). Создание сценария презентации, раскадровка презентации. Создание текстовых и схематических слайдов. Принципы подготовки текста презентации. Эмоциональный фон презентации. Баланс времени. Принципы организации модулей основной части презентации. Речевой контент презентации: объем, актуальность и релевантность. Диапазон понятности и языковые средства.
Подготовка речи-убеждения, речи-информирования, речи по случаю, доклада по ключевым словам. Работа с аудиторией. Способы привлечения внимания аудитории (что такое внимание, сколько оно держится, методы привлечения и удержания). Роль вопросов во время презентации. Техники убеждения. Работа с возражениями. Работа со сложными участниками (болтуны, всезнайки и т.п.). Как вести себя во время презентации (где и как стоять, работа с указкой, диапазон голоса и т.д.). Подготовка помещения и установка оборудования (сложности и решения). Способы работы со слайдами во время презентации (логические переходы, объяснение содержания слайдов, замена слайдов, сила пустого экрана).
Методы подготовки презентации по социальной проблематике. Проведение презентаций социально-значимых акций и мероприятий. Критерии эффективности презентации.

58. Основы подготовки научных и учебно-методических публикаций
История научных публикаций. Научное рецензирование. Научные издания (публичные, закрытые, др.). Открытие, изобретение, рационализаторское предложение. Понятие научной публикации. Виды научных публикаций (статьи, монографии и др.). Понятие учебно-методической публикации. Программно-методическая литература. Виды учебно-методической публикации (пособия, рекомендации, практикумы, т.п.).
Публикация основных результатов научного исследования: основные правила и нормативные требования. Подготовка научной публикации (общие правила и рекомендации). Требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ. Научный стиль языка. Авторский и печатный лист. Терминология научной публикации. Требования к орфографической и стилистической грамотности научной публикации, к соблюдению технических правил оформления. Технология работы с информационными источниками научно-исследовательских работ. Подготовка и издание научной монографии. Подготовка и публикация научной статьи (тезисов). Как выбрать журнал для публикации научной статьи. Публикация статьи в российском журнале. Публикация статьи в зарубежном журнале.
59. Работа по подготовке и оцениванию научных мероприятий и публикаций по итогам научных исследований.
Подготовка информационных сообщений и релизов научных и научно-практических мероприятий. Правила составления программ (планов) круглых столов, научно-методических и научно-практических семинаров и т.п. Особенности проведения научных мероприятий в России и за рубежом. Библиометрические (наукометрические) показатели в системе международных научных публикаций. Индекс научного цитирования и импакт-фактор. Российский индекс научного цитирования.

60. Научные подходы к исследованию эффективности
Определение понятия «эффективность» в современной литературе. Формула эффективности, элементы и факторы, влияющие на нее. Системный, структурный, функциональный, деятельностный, количественный и качественный подходы к исследованию эффективности


Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
tanketkaДата: Вторник, 01.04.2014, 13:48 | Сообщение # 7
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
п.с. - в пояснении к вопросу приводится не план ответа, а перечень подвопросов, которые Вы - студент, сдающий гос.экзамен, - должны знать, чтобы полно ответить на вопрос билета, включая дополнительные вопросы членов комиссии!!!!!!

Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
tanketkaДата: Вторник, 01.04.2014, 13:50 | Сообщение # 8
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
Список рекомендуемой литературы

а) основная
1. Добреньков, Владимир Иванович. Методология и методы научной работы [Текст]: учеб. пособие : рек. УМО / В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова. - М.: Книжный дом Университет, 2009. - 276 с.
2. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология научного исследования: Рек. Редакционно-издательским Советом Российской академии образования в качестве учебно-методического пособия. - М.: Либроком, 2010. - 284 с. http://www.biblioclub.ru/82773_M....ya.html
3. Управление качеством [Электронный ресурс] : учебник / М.: Юнити-Дана, 2013. - 288 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118966

б) дополнительная
1. Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. Е. Гасумова. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 248 с. - 978-5-394-01049-1. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112313
2. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие / Б. И. Герасимов [и др.]. - М. : ФОРУМ, 2011. - 270 с.
3. Сорокопуд, Юнна Валерьевна. Педагогика высшей школы : учеб. пособие : рек. УМо/ Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 543 с.
4. Стволыгин, К. В. Организация научного исследования в социальной сфере [Элек-тронный ресурс] / К. В. Стволыгин. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 37 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=139778
5. Стрельникова А. Г. Дипломная работа: подготовка и оформление. - СПб: СпецЛит, 2010. - 95 с. http://www.biblioclub.ru/105507_....ie.html
6. Управление в социальной работе. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 300 с. - 978-5-394-02028-5. Ре-жим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135062
7. Фирсов, Михаил Васильевич. Технология социальной работы [Электронный ре-сурс] : учеб. : рек. Мин. обр. РФ / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 558 с. Перейти: http://www.biblioclub.ru/book/95649/
8. Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория и практика [Электронный ре-сурс]: учеб.: рек. УМО / Е. И. Холостова. - М.: Юрайт, 2012. - 906 с. Перейти: http://www.biblioclub.ru/book/95691/
9. Холостова, Е. И. Зарубежный опыт социальной работы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 365 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112218
10. Шарин, В. И. История социальной работы [Электронный ресурс] : учебное посо-бие / В. И. Шарин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 368 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135054

Перечень журналов дисциплины:
1 Общественные науки и современность.
2 Современные гуманитарные исследования.
3 Отечественный журнал социальной работы.
4 Работник социальной службы.
5 Социальная работа.
6 Социально-гуманитарные знания.

Программно-информационное обеспечение и интернет

Электронная библиотечная система «Университетская библиотека – online»
www.biblioclub.ru ЭБС по тематике охватывает всю область гуманитарных знаний и предназначена для использования в процессе обучения в высшей школе, как студентами и преподавателями, так и специалистами-гуманитариями.

http://.e.lanbook.com Электронная библиотечная система «Издательства Лань», тематические пакеты: математика, физика, инженерно-физические науки, химия

eLIBRARY.RU Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2500 российских научно-технических журналов, в том числе более 1300 журналов в открытом доступе.


Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
tanketkaДата: Вторник, 01.04.2014, 13:51 | Сообщение # 9
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
Дополнительные электронные образовательные ресурсы:
http://www.flogiston.ru (flogiston.ru)
http://seriweb.com (seriweb.com)
http://www.rusdrakon.narod.ru/links/linkstests.htm (narod.ru)
http://science.ng.ru/ (ng.ru)
http://www.bookap.info (bookap.info)
http://magazme.mospsy.ru/links/index.shtml (mospsy.ru)
http://dic.academic.ru (academic.ru)
http://www.km.ru/science (km.ru)
http://www.ioso.iip.net/distant (iip.net)
http://psychology.net.ni/shop/ (net.ni)
http://informika.ru (informika.ru)
http://www.eleaming-reviews.org (eleaming-reviews.org)
http://www.oim.ru (oim.ru)
http://www.ecsoman.edu.ru (edu.ru)
http://www.psy.msu.ru (msu.ru)
http://www.jourclub.ru/6/ (jourclub.ru)
http://www.orjenet.edu.ru (edu.ru)
http://dictionam.fio.ru (fio.ru)
http://www.humanities.edu.ru (edu.ru)
http://pirao.ru (pirao.ru)
http://www.socioniko.net/ru/links/psy-lib.html (socioniko.net)
http://popoff.donetsk.ua/text/psv (donetsk.ua)
http://www.i-u.ru (i-u.ru)
http://www.ido.edu.ru (edu.ru)
http://www.ict.edu.ru (edu.ru)
http://textbook.KeildYsh.ru/reguest.htm (keildysh.ru)
http://school-collection.edu.ru (edu.ru)
http://www.edu.ru (edu.ru)
http://hpsY.ru (hpsy.ru)
http://www.psycheya.ru (psycheya.ru)
http://psichology.pu.ru (pu.ru)
http://www.ido.edu.ru/psychologY/pedagogical_psychology (edu.ru)


Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
tanketkaДата: Вторник, 01.04.2014, 13:52 | Сообщение # 10
Модератор
Группа: Администраторы
Сообщений: 905
Награды: 1
Репутация: 2
Статус: Offline
критериями оценки профессиональных компетенций выпускников вуза на государственном экзамене по социальной работе выступают способности студентов:

1) анализировать ситуацию, ставить диагноз и вырабатывать план действий;
2) выявлять основную проблему, проблемную ситуацию и находить оптимальный путь решения проблемы с учетом имеющихся региональных и местных возможностей;
3) ориентироваться в имеющейся информации;
4) убеждать, использовав при этом дополнительную информацию, полученную в различных информационных источниках;
5) диалектически разобрать социальную ситуацию клиента;
6) найти нереализованные возможности клиента при выходе из создавшейся ситуации;
7) вести общение на индивидуальном уровне с клиентом, умение изменить точку зрения клиента на ситуацию, в которую он попал;
8) научить клиента самостоятельно решать свои проблемы;
9) видеть перспективы развития социальной помощи населению на индивидуальном, групповом, локальном, региональном, федеральном уровнях;
10) творчески мыслить, реализовать проекты на практике и др.


Память у меня цепкая, воля железная, нервы канатные, а язык острый... Будешь выпендриваться, зацеплю, оглушу, повяжу и порежу!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: